Стрессы у детей

p1010036Вы решили отдать своего ребёнка в детский садик или ясли? Вы задаёте себе вопрос, как он будет вести себя в чужой обстановке, легко ли он вступает в контакт с незнакомыми детьми, долго ли он будет плакать, когда мама покинет садик и не начнутся ли бесконечные болезни? Самый лучший вариант, когда идёт набор в ясельную группу и дети не одновременно прибывают, а группа заполняется постепенно, что даёт возможность каждому малышу привыкнуть к новым лицам. Хуже, когда ребёнок приходит в переполненную сформированную группу садика. Малыш должен привыкнуть (адаптироваться) в новых условиях.  Как же происходит эта самая адаптация и что это такое?
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке и зависит она от состояния здоровья малыша, его личностных особенностей, от сложившихся отношений в семье. Однако, есть общие закономерности в адаптации детей 2-3 лет. В этом возрасте ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, для него взрослый выступает как партнёр по игре и образец для подражания. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоциональный.
Ребёнок в возрасте 2-3 лет испытывает страхи перед незнакомыми людьми и новой обстановкой, поэтому в яслях он становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма. Кроме того, мальчики 3-5 лет более уязвимы, чем девочки, поскольку в этот период они более привязаны к матери и тяжелее переживают разлуку с ней.
Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в ясли (например, до 1 года), тем более он будет общительным в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт он установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его личности.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе, а также дети с флегматичным темпераментом (они не могут быстро собраться на прогулку, поесть).
Средний срок адаптации должен составлять от 10 до 30 дней. Вхождение ребёнка в детский сад должно быть постепенным: сначала его нужно познакомить с группой, затем в течение нескольких дней его пребывание в саду должно быть кратковременным, дома следует побольше играть с ним в подвижные игры, поскольку в детском саду ребёнок чувствует себя скованно, напряжённо, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. Целесообразно на период адаптации назначение витаминно-минеральных комплексов (Мультитабс, Киндер Биовиталь, Сана-сол, Пиковит), а также препаратов для улучшения иммунного статуса (Бронхомунал П, Ликопид, Виферон, Арбидол), которые назначает педиатр, при повышенной возбудимости можно рекомендовать успокаивающий чай с липовым цветом «Хипп», сироп «Зайчонок», гомеопатические препараты Тенотен или Эдас-306.
В школе наибольший психологический дискомфорт испытывают первоклассники, учащиеся 5-х классов (при переходе к предметному обучению) и выпускники 9-х и 11-х классов). В 1 классе дети могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за физической неготовности к учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки учителя или его равнодушия к успехам малыша. Неблагоприятными факторами является нерациональное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, ухудшенное физическое развитие.
Немалую роль в развитии стресса, на мой взгляд, и об этом говорят данные последних исследований, играет совместное обучение детей в начальной школе. Парадокс? Вовсе нет. Ведь мальчики и девочки устроены совершенно по-разному. Кого чаще всего хвалят учителя? Конечно, девочек. Они более усидчивы, аккуратны, не вертятся на уроках. И в результате, мальчики, которые быстро схватывают суть и умеют аналитически мыслить (такова их  природа) , но при этом не умеют делать аккуратные записи в тетрадках и тихо сидеть за партой, не получают психологической поддержки со стороны учителя. А ведь они так нуждаются во внимании к своим успехам!  И получается так, что начальную школу наши будущие защитники зачастую покидают со сложившимся комплексом неполноценности.
Основными признаками стрессового состояния у детей являются: подавленное настроение, беспокойный сон, усталость после небольших нагрузок, обидчивость, плаксивость или агрессивность, рассеянность, отсутствие уверенности в себе, стремление к одиночеству. Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного в его возрасте состояния радости и приводит к неврозам.
Учёными доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является двигательная нагрузка. И.П. Павлов говорил, что физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Кроме того, нельзя недооценивать правильную организацию сна ребёнка, ведь в это время восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Ночной сон должен составлять не менее 9-10часов.
В питании детей важен не только набор продуктов, но и правильный приём пищи (без спешки, в подогретом виде, стол должен быть красиво сервирован). Ежедневно дети должны съедать 400г. молока (в т.ч. кефира, йогурта), 40г. творога, 140г. мяса, 40г. рыбы, 1 яйцо, 70г. ржаного хлеба, 300г. овощей и столько же фруктов. Однако, по исследованиям, проведенным РАМН, в течение 10дней у 17% детей рацион вообще не включал такие продукты, как сметана, сыр, творог. В рационе 36% детей свежие овощи и фрукты вообще отсутствовали. А в результате – нарушение минерализации костной ткани, хроническая усталость (вследствие недостатка витаминов группы В) и высокая заболеваемость.
Закаливающие процедуры хорошо снимают напряжение и стресс. Учёные рекомендуют обливание ног прохладной водой с постепенным понижением температуры, контрастный душ, хождение по камням..
Не менее важным является установление хорошего психологического климата в семье, внимательное отношение к проблемам малыша, совместное преодоление трудностей адаптации.

У Льва Толстого есть рассказ, как маленького мальчика отец не взял с собой в город. Мальчик ушёл в чулан, плакал-плакал и уснул. Во сне он видит, что отец вернулся из города и привёз ему калач. Когда отец приехал, мальчик кидается к нему с вопросом, купил ли он калач. Отец в ответ даёт ему это лакомство  и мальчик начинает плясать от радости. Желаю вам и вашим детям, чтобы все стрессы заканчивались так счастливо!

1 комментарий на “Стрессы у детей”

  1. Валентина высказал:

    Дочка пошла в садик 4 лет и привыкла очень легко и быстро, а потом заболела и год перед школой провела дома. И в школе привыкание было кошмарным, успокаивающие чаи/травки не отразились никак, пили упомянутый в статье тенотен — практически сразу поведение стало приходить в норму, стало меньше слёз и истерик, начала усваивать на занятиях, вообще успокоилась. Сейчас жалею, что сначала пошла по травкам, надо было сразу тенотен, не теряя времени =/

Комментировать